Get Adobe Flash player

Всего посетителей

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня247
mod_vvisit_counterВсего4227654

Сейчас: 23-02-2018 05:40
Путевые заметки Николо-Пешношский монастырь

Николо-Пешношский монастырь

14 января 2007 г. мы собрались съездить в Дмитров. Естественно я сразу решил посмотреть, что еще интересного можно посмотреть в окрестностях Дмитрова. Когда я наткнулся в сети на упоминание о Николо-Пешношском мужском монастыре, по имеющимся данным, являющемся одним из самых старых православных монастырей в России, я удивился скудости данных.

Поскольку Николо-Пешношский монастырь находится дальше от Москвы, чем Дмитров, мы решили начать осмотр достопримечательностей именно оттуда. Сначала надо было найти поселок Луговой. В Дмитрове, на мой вопрос, двое милиционеров переглянулись, один спросил у другого, «может этот?», второй остветил «нет». После чего они дружно ответили мне, что не знают. Поскольку некомпетентность милиции встречается довольно часто, я удивился не сильно. Мы приобрели в соседнем киоске карту Дмитровского района, нашли на ней (не без труда) поселок Луговой и поехали. Однако, и при наличии карты, найти Луговой оказалось не очень просто, т. к. на дороге указатели на него отсутствовали. Вобщем эта поездка напомнила мне молодость, когда при частых поездках в командировки по закрытым объектам Министерства обороны, с трудом их находил, если ездил без сопровождающего. С таким же «кретинизмом» милиционера я столкнулся в аэропорту «Внуково» в 1979 г., когда спросил у него, где находится «Внуково-3», откуда мне надо было первый раз лететь в Байконур. Кто захочет посетить, как проехать видно на этой карте

Наконец, перед Рогачевым, мы повернули направо и дорога оказалась в обрамлении старых вязов, по преданию, посаженных при участии Сергия Радонежского. Вот и сам монастырь. Справа от ворот мраморная доска с надписью «Николо-Пешношский монастырь — комплекс памятников гражданского, оборонного и церковного зодчества XVI–XIX веков. Основан в 1361 году учеником Сергия Радонежского — Мефодием Пешношским. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. Кирпичные сооружения возводились с начала ХVI века, дополняясь и видоизменяясь в последующие столетия. Здания монастыря — свидетели многих исторических событий — пострадали во время войн начала XVII века и в 1941 году. Все древние строения монастыря и прилегающая территория подлежат охране как всенародное достояние.» Коли подлежат, значит должна быть охрана. Слева от ворот «охранник» в полный рост — В. И. Ленин. На самих воротах монастыря, написанная плакатным пером на листе белой бумаги, надпись -"вход по пропускам". Что-то «родное», «совковое» почуствовалось в этом антураже.

Только мы вышли из машины, припарковав ее в непосредственной близости от ворот, как к кам подошел уже настоящий охранник и осведомился чего мы хотим.Мы, наивные, сказали, что хотели бы осмотреть монастырь. Тут же нам было разъяснено, что в целях нашей безопасности вход в монастырь закрыт, т. к. в нем находится лечебница для психически больных людей, и это при отсутствии каких-либо вывесок.

Согласно, имеющейся на официальном сайте Департамента социальной защиты населения г. Москвы, информации, это Психоневрологический интернат № 3. Однако такие моменты, как наличие через дорогу от монастыря хорошо отремонтированного административного здания, отсутствие каких-либо вывесок свидетельствующих о том, что там находится социальное учреждение, наличие в «государственной богадельне» стеклопакетов и странное поведение димитровских милиционеров, наводит на мысль о принадлежности «монастыря» другому ведомству. Вернее раньше специальные больницы подчинялись другому ведомству, а теперь Минздраву.

Кроме той части монастырской стены, которая обращена к дороге. остальная стена представляет собой довольно жалкое зрелище.

А вот, что представлял собой монастырь по версии «Церковного вестника» № 17 (270) сентябрь 2003 г.

«Забытые святыни Дмитровской земли»

«…Но, пожалуй, самой знаменитой из заброшенных ныне святынь Дмитровского края является пригородный Николо-Пешношский мужской монастырь. Обитель была основана в 1361 году учеником Сергия Радонежского преподобным Мефодием Пешношским и получила свое название от того, что преподобный „пеш носил“ бревна для строительства первого деревянного монастырского храма. От этого же произошло название одного из притоков реки Яхромы — Пешношки. Преподобный Сергий часто посещал преподобного Мефодия и, в частности, помогал ему копать вокруг келлии два пруда и сажал аллею из вязов. Пруды и вязы сохранялись до нашего времени. Именно преподобный Сергий Радонежский посоветовал своему ученику перенести обитель на более высокий берег реки Яхромы. Преподобный Мефодий принял игуменство над братией основанного им монастыря лишь в 1391 году, спустя 30 лет после основания обители. 14 июня 1392 года преподобный Мефодий почил. Слава святой жизни преподобного привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей, в числе которых был и царь Иван Грозный.

С Николо-Пешношской обителью связаны многие великие подвижники веры и благочестия. С 1544 по 1553 год настоятелем в монастыре был игумен Варсонофий — будущий епископ Тверской. С 1542 года здесь на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков) — племянник преподобного Иосифа Волоцкого и духовник великого князя Московского Василия III. Посетивший его царь Иоанн Грозный спросил: „Отче, как лучше править государством?“ Вассиан ответил: „Не имей советников мудрее себя… ты должен повелевать, а не слушаться, учить, а не учиться — тогда станешь истинным Самодержцем“. Следствием этого совета, данного царю Вассианом, стала опала Сильвестра и Адашева и падение тогдашнего правительства. Таким образом, можно сказать, что Николо-Пешношская обитель сыграла определенную роль во внутренней политике Российского государства.

Во второй половине XV века монастырь вел обширную судоходную хлебную торговлю с Белозерском. По описи 1623 года в обители числятся уже три каменных храма. Главный монастырский собор Святителя Николая Мирликийского был построен между 1408–1427 годами на вклад Дмитровского удельного князя Петра Дмитриевича. Этот собор дошел до нашего времени.

В 1700 году, при Петре Первом, монастырь был приписан к Троице-Сергиевой обители, а в 1764 году упразднен по указу императрицы Екатерины II. Однако уже в 1766 году тщанием дмитровских купцов Ивана Толченова и Ивана Сычева монастырь был восстановлен.

В 1788 году митрополит Московский Платон (Левшин) назначил настоятелем Николо-Пешношской обители архимандрита Макария (Брюшкова). При нем обитель не только восстала из руин, но и прославилась как одна из самых благоустроенных в России. Митрополит Платон говорил: „Пешноша в моей епархии — вторая Лавра“.

До революции кладбище Николо-Пешношского монастыря было настоящим мемориальным памятником дмитровского дворянства: там захоронены князья Оболенские, князья Вяземские, бароны Тухачевские, князья Волконские, князья Долгоруковы, князья Тугарины, находятся фамильные склепы известных боярских родов: Лужиных, Офросимовых, Поляниновых, Веревкиных, а также дворян Норовых, Юшковых, Бугайских, Боровиковых, Майковых, Елизаровых.

В монастыре пребывали многие чтимые святыни. Среди них — подаренная обители в 1827 году частица Ризы Господней, чудотворный образ Пресвятой Богородицы „Прежде Рождества и по Рождестве Дева“ (в 1848 году по молитвам дмитровчан перед этой иконой Божией Матери город был спасен во время эпидемии холеры). Величайшей святыней Пешношского монастыря являлся чудотворный образ святого Иоанна Предтечи. Искусствоведы продолжают спорить о том, относится ли этот образ к творениям преподобного Андрея Рублева, или же он был написан его учениками.

После революции и закрытия монастыря следы многих монастырских святынь затерялись. Образ святого Иоанна Предтечи в настоящее время пребывает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Архив и часть библиотеки Пешношского монастыря находятся в Государственном Историческом музее. Памятники прикладного искусства, связанные с монастырем: оклад на Четвероевангелие 1490-х годов, житие святителя Григория Омиритского 1452 года, „Лествица“ святого Иоанна Лествичника, переписанная в конце XV века, и напрестольный крест XV столетия, обложенный серебром, пхранятся в Сергиево-Посадском музее. Большое золоченое кадило 1469 года — вклад в обитель удельного князя Юрия Васильевича — находится в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Многие святыни, связанные с именем преподобного Мефодия, также исчезли — например, деревянный потир, с которым преподобный совершал Божественную литургию.

К 1917 году в монастыре было шесть каменных храмов. Архитектурный ансамбль обители хорошо сохранился. До наших дней дошли: Никольский собор, построенный в XV веке, Сергиевская церковь конца XVII столетия, Сретенская церковь, больница с храмом свят. Дмитрия Ростовского 1813 года, надвратный Преображенский храм 1689–1699 годов, старая монастырская трапезная XVI века, новая трапезная 1793 года, жилые постройки, башни и стены XVI–XVIII веков. В Сергиевской церкви под спудом покоятся мощи основателя монастыря святого преподобного Мефодия Пешношского.

О судьбах насельников монастыря мало что известно. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых новомученников и исповедников Российских были причислены насельники монастыря: преподобномученик Герасим (Мочалов; † 1936), преподобномученик Иосаф (Шахов; † 1938) и преподобномученик игумен Николай (Салтыков; † 1937). Все они были захоронены на Бутовском полигоне.

Монастырь до сих пор не возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время в его зданиях расположен психоневрологический интернат. Хочется призвать к содействию в деле возрождения Пешношского монастыря всех, кому небезразлична судьба русской духовной культуры и судьба памятников русской архитектуры. Будем же молиться Пресвятой Богородице, Святителю Николаю, преподобному Мефодию Пешношскому и преподобному Сергию Радонежскому о скорейшем открытии монастыря…»