Get Adobe Flash player

Всего посетителей

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня245
mod_vvisit_counterВсего4227652

Сейчас: 23-02-2018 05:35
Путевые заметки Отпуск-2008

Отпуск-2008

24 июня 2008 г., мы с Егором, поменяв его машину на мою, предприняли вторую попытку поехать в Кенозерский национальный парк. Проехав 295 км по трассе М8, я понял, почему предпринятая 22 июня с.г. попытка оказалась неудачной. Мы проехали мимо Бухалово (N 57052.208', E 39059.618') не сфотографировавшись! В 2006 г., по дороге в отпуск, мы сделали это и все прошло хорошо. В этот раз мы решили не рисковать. Я установил фотоаппарат на штатив и стал снимать с задержкой срабатывания затвора, но спринтер из меня оказался плохой, и пришлось использовать пульт дистанционного управления. Как и следовало ожидать, после «ритуальной» съемки всё пошло хорошо.

Доехали без приключений, но тут нас ждало главное разочарование – в Каргополе и районе появилась мошкà, раньше, в 80-е годы, когда я служил в Плесецке, что всего в 120 км от Каргополя, мошки здесь не было. Как говорят местные жители, она стала появляться лет десять назад.

Приехав в нужный район, мы с Егором решили поступить как обычно, поехать в самую дальнюю, из запланированных точку и начинать осмотр оттуда.

Несмотря на то, что мы приехали во внеурочное время, нас встретили очень любезно. Администратор Елена Васильевна специально пришла из дома и разместила нас. Нам было предложено либо остановиться в здании Визит-Центра, либо, в стоящей в 100 метрах от него, на самом берегу Лекшмозера, Рыбацкой избе.

Мы выбрали «Рыбацкую избу» по двум причинам: первая — она расположена у самой воды и с балкона, выбранного нами номера, открывался потрясающий вид на Лекшмозеро; вторая — мы оказались там единственными обитателями. Плюс не смотря на название «ИЗБА», там было практически всё. Горячая вода, душ, туалет, кухня (газовая плита, микроволновка, двухкамерный холодильник), телевизор (1 канал и канал «Россия»). При желании, за отдельную плату, можно пригласить повара, который приготовит вам пищу, по выбранному вами меню. Все это удовольствие — проживание, обошлось нам в 430 рублей в сутки с человека. Не знаю, как это по местням масштабам, но по-московским просто «бесплатно».

С этой целью, около 17 часов, мы выехали из Каргополя по дороге Р-2 на Пудож. Дорога эта преимущественно грунтовая, изобилием указателей не балует, поэтому пришлось включать ноутбук с программой навигации (ГИС Русса) и ехать дальше при ее помощи (приемник видел не меньше 10-ти спутников). Принимая во внимание, что еще дома я нанес на карту все интересующие нас объекты, ориентировались без проблем во время всей поездки, и во время пешего похода на Порженский погост.

В Моршихинскую мы прибыли около 19 часов. Без труда нашли визит-центр Каргопольского отделения Кенозерского национального парка, далее КНП.

НА МАСЕЛЬГУ

На следующее утро, мы выехали в брошенную деревню Масельга. Это южные ворота Кенозерского национального парка. Именно там находится кардон от которого начинается территория КНП. Масельга расположена в 7 км от Моршихинской. Дорога грунтовая, но довольно приличная.

В Масельге, на кордоне нас встретили двое сотрудников национального парка. Они проверили у нас разрешение на посещение. Правда, получить такое разрешение, можно было и на самом кардоне, и осведомились о наших планах. Мы объяснили, что собираемся посетить Хижгору, а затем идти на Порженское озеро. Дорога на Порженское озеро это 14 км (в одну сторону) по тайге, пешком. Проезжей дороги там нет. (Схема наших маршрутов в КНП)

Чтобы мы не плутали, нас сопровождал Олег — сотрудник КНП. До подножья Хижгоры мы доехали на машине. Вверх уже пешком. Тропа удобная. Когда поднимаешься идешь через погост, а затем перед тобой появляется деревянная церковь Александра Свирского, построенная в 1861 году.

Не меньшее впечатление производит вид, открывающийся с вершины Хижгоры на оз. Масельгское.

Осмотрев церковь снаружи и внутри, мы не приминули забраться на колокольню.

После посещения Хижгоры, мы вернулись в Масельгу.

НА ОЗЕРО ПОРЖЕНСКОЕ

На кардоне, в Масельге, мы оставили машину и направились на Порженское озеро. Тропа начинается от околицы Масельги. Пройдя всего несколько сот метров, справа от нее видишь оз. Белое, а на его берегу приготовленную стоянку для туристов — навес и стол под ним, мангал. Отдыхай — не хочу. Мы и не хотели, т. к. нам оставалось идти без малого 14 километров. Да! На кордоне к нам примкнула псина, которую мы с Егором окрестили «кенозерской борзой». Она прошла с нами весь путь от Масельги до Порженского озера и обратно.

Поначалу мы шли очень бодро и любовались местным пейзажем. Главная прелесть местной природы заключается в ее нетронутости. На самой тропе есть следы деятельности человека - мостки на болоте и т. п., но стоит посмотреть вправо или влево — следов человека нет. В конце 70-х — начале 80-х годов я служил в этих краях, и должен заметить, что мало что изменилось. Правда одно изменение и очень неприятное есть — ранее здесь не было мошки, а теперь она грызет вас беспрерывно. Когда мы собирались в поездку я призывал Егора купить себе противомаскитную сетку. Он не хотел, но в конце концов прислушался к моим словам. Теперь ему пришлось согласиться, что я был прав.

Первой контрольной точкой на маршруте была заброшенная деревня Думино. Расположенная на живописном берегу оз. Долгое.

Вот тут наш витязь оказался на распутье, правда выбор сделать было не сложно, т. к. обе стрелки указывали в одну сторону и Егор радостно «продублировал» их указание.

В Думино, мы зашли на кардон КНП, где познакомились с Александром Алексеевичем, отцом Олега — сотрудника парка из Масельги, и тоже работающем в парке. На кардоне мы отдохнули минут 15–20 и двинулись дальше. Нам оставалось пройти еще 8 километров.

Места становились всё более глухими. В скором времени мы заметили на тропе медвежий след, довольно внушительных размеров.

Я рассказал Егору как надо вести себя при встрече с медведем, и подчеркнул, что возможность такой встречи минимальна, но всё равно он стал заметно озираться по сторонам.

Всего дорога к Порженскому озеру у нас заняла 5 час. 30 мин. Вообщем-то не так много, если учесть, что шли мы по лесной тропе, местами заболоченной, с рюкзаками, в противомаскитных сетках и вообще давно не ходили пешком на большие расстояния. Как потом сознавался Егор, и я сам, хотелось сказать много «тёплых» слов в адрес инициаторов этого похода. Принимая во внимание, что инициаторами были мы сами, приходилось молчать Молчу, но это было тяжело.

Когда, мы преодолели очередной подъем и молчать было уже почти невмоготу, лес расступился и мы увидели большую поляну, в середине которой стояла группа старых сосен и елей. Справа, внизу было озеро.

На берегу озера находится оборудованная для туристов стоянка. Поскольку мы сильно вымотались за время перехода, мы пообедали и поставили палатку для отдыха. Проспав часа полтора, мы были готовы к осмотру Порженского погоста.

Осомотр погоста длился не долго, не более часа. Время было около 20 часов. Мы с Егором прикинули: ночи белые, ночью прохладней, ночью меньше мошки, а также самый главный довод всех времен «раньше сядешь, раньше выйдешь», решили не ночевать, а выходить в ночь. Так и поступили. Говорят, что дорога домой короче…Но не в этот раз. И по времени мы шли 6 часов 30 мин, т. е. на час больше, а по ощущениям так на три часа больше, т. к. всю дорогу мы шли под дождем. Вышли мы в 20 часов 20 мин., а пришли в Масельгу к машине в 2 часа 50 мин. В конце дороги ощущения были «…лучше пристрелите!».

В машине мы переоделись в сухие вещи, напились воды и жить стало веселее. На обратной дороге питьевой воды у нас было в обрез. Егеря на кордоне удивились «…мы пьем воду из озер, она чистая». Хотя нам об этом говорили до выхода на маршрут, делать это мы не рискнули.

Доехав до Моршихинской, остаток ночи мы провели в машине у «Рыбацкой избы», т. к. стучать в двери Визит-Центра и вызывать из дома администратора мы не хотели. В двевятом часу утра мы вселились в свой номер и позавтракав завалились спать.