Get Adobe Flash player

Всего посетителей

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня248
mod_vvisit_counterВсего4227655

Сейчас: 23-02-2018 05:44
Путевые заметки Переславль-Залесский

Переславль-Залесский

Переяславль-Залесский — древнерусский город на берегу Плещеева озера (ныне районный центр Ярославской области). Основан в 1152 году Юрием Долгоруким в качестве крепости, прикрывавшей Ростово-Суздальскую землю. В 1175 −1302 годы — столица Переяславского княжества. Здесь составлен Летописец Переяславля-Суздальского. В 1302 году вошёл в состав Московского княжества. Неоднократно разрушался: в 1238 году татарами Бату-хана, в 1293 году городецким князем Андреем Александровичем, в 1382 году ханом Тохтамышем, в 1408 году эмиром Едигеем. Город украшен многими храмами и монастырями. Первый храм был заложен основателем города (1152) и получил имя Спас-Преображенский. В 1585 году построена шатровая церковь Петра-митрополита. В XVI веке воздвигнуты Горицкий и Данилов монастыри. В окрестностях города сохранились земляные валы городка Клещино (XII в).

Во время недавнего отпуска, стремясь к вечеру попасть в Кириллов, мы не стали останавливаться в Переяславле-Залесском. Однако я сразу решил для себя, что при первой возможности я туда съезжу, тем более что 140 км не такое уж большое расстояние.

Такая возможность представилась скоро. Из поездки по Вологодской и Ленинградской области мы вернулись 14 июля 2006 г., а отпуск у меня заканчивался 24 июля. Вот, 20 июля я и решил поехать в Переяславль-Залесский, специально выбрав будний день, чтобы было меньше туристов.

Достопримечательности начинаются еще на подъезде к Переяславлю, примерно в 3-х километрах не доезжая Федоровского монастыря. Правда, если не знаешь, то проскочишь мимо. Когда едешь со стороны Москвы, с левой стороны от шоссе, расположена часовня. Замечаешь ее в тот момент, когда с ней поравняешься. До этого она скрыта деревьями. Когда я ее заметил, первая мысль — где-то я ее уже видел. Потом вспомнил. Помните:

«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.»

Вот в иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» хрустальный дом выглядел как эта часовня. К сожалению, не помню, чьи это были иллюстрации. Эта часовня называется «Крест» (раньше внутри часовни стоял деревянный крест), или Федоровская часовня. По преданию, в расположенной когда-то неподалеку деревне, 31 мая 1557 года родился царевич Федор — сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захарьиной.

Миновав часовню, продолжаю движение. Слева от дороги Федоровский монастырь. Впервые Федоровский монастырь упоминается в XV веке, но предполагают, что он основан ранее. До XVII века Федоровский монастырь был мужским, а затем преобразовался в женский. У монастыря я не останавливаюсь, т. к. моя поездка носит характер рекогносцировки. В последствие мы планируем поехать в Переяславль с Егором и сыновьями. Проезжаю еще немного, с левой стороны от дороги указатель — Горицкий монастырь. Успенский Горицкий монастырь был основан в первой половине XIV века при московском князе Иване Даниловиче Калите. Горицким. он стал называться потому, что располагался.на горице — на южной возвышенности у въезда в город (теперь уже внутри города).

Поворачиваю. Метров 300 и оказываюсь у ворот монастыря. Убеждаюсь, что очень правильно поступил, поехав в будний день. Посетителей почти нет. Ходи, смотри, никто не мешает. Единственное неудобство — моросит. Монастырь вызывает ощущение уюта. Когда смотришь фотографии, сделанные С. М. Прокудиным-Горским в 1911 году, этого нет. Видимо, в этом виновато отсутствие больших деревьев. Поднимаюсь на колокольню Богоявленской церкви. Панорама потрясающая. Сам монастырь расположен выше основного уровня города, а тут я поднялся еще выше. Весь город как на ладони…

Осмотрел сам монастырь. Кроме монастыря впечатление производят люди. Очень доброжелательные. Я задал какой-то малозначительный вопрос, мне все объяснили и чуть ли не за руку отвели и показали.

Выезжаю к трассе и поворачиваю на лево, к центру города. Метров 100–150 и снова левый поворот. Едешь вдоль берега Плещеева озера и в 4-х км село Веськово, а в нем, справа от дороги, кафе «Ботик». Оно построено в виде корабля, у подножья горы Гремяч. Около этого кафе, на стоянке, оставляю машину.

Через дорогу стоит памятник Петру I.

Поднимаюсь на гору, 1 августа 1803 года на ней был открыт один из первых провинциальных музеев России. Здания и сооружения были построены владимирским дворянством в память деяний Петра Великого. Первое, что встречаешь — памятник Петру Великому, сооруженный в 1852 г. архитектором А. С. Кампиони. Памятник изготовлен из финского гранита с бронзовыми украшениями. За ним сам музей «Ботик Петра I». В нем хранится бот «Фортуна», единственный уцелевший из всей потешной флотилии. Все остальные корабли сгорели во время пожара 1783 года. Оказывается в России ещё тогда халатно относились к сохранности исторических реликвий.

По выходе из музея, в створе деревьев, открывается вид на Плещеево озеро.

Никак не ожидал, что у нас в глубинке, не на море, люди занимаются винд-сёрфингом и кайт-сёрфингом. Причем в массовом порядке. У сёрферов на Плещеевом озере просто «гнездо».

Если не останавливаться в Веськово, а поехать дальше по берегу озера, а затем свернуть на грунтовку, можно попасть в с. Талицы. В нем находится музей паровозов, но туда я не поехал, оставил на следующую поездку.

Осмотрев музей «Ботик Петра I» и берег Плещеева озера поехал в центр Переяславля. В это время пошел дождь. Доехал до центра. Посмотрет на Спасо-Преображенский собор, памятник Александру Невскому. Промок до нитки и решил рекогносцировку заканчивать. Будет повод еще раз приехать в этот город.

10 месяцев спустя

Повод был, но поехать удалось только 9 мая 2007 г. Поскольку, по мнению моего компаньона Егора, главная наша цель в Переяславле — посетить музей паровозов, пришлось ждать когда установится теплая и сухая погода, т. к. с. Талицы, где расположен музей, находится в лесу и ехать надо по грунтовой дороге.

Из Москвы мы выехали в 7 часов утра. В 9–15 мы уже были в Переяславле-Залесском в статическом положении, т. к. главная улица города была перекрыта сотрудниками милиции — по ней шла колонна военнослужащих, направляющихся видимо на местный парад. Продолжалось это не долго — минут 5–7. Колона прошла поворот на Музей ботика Петра I, и тех, кому надо было сворачивать с главной дороги налево, стали пропускать.

Далее всё шло без помех. Примерно 18–20 км мы ехали по объездной дороге вдоль Плещеева озера до знака 5.22 «Начало населенного пункта» — Купанское, стоящего на правой обочине. Сразу после этого знака, с левой стороны дороги, имеется съезд на грунтовую дорогу и указатель «Музей паровозов», туда мы и повернули. Как и предсказывал в разделе «Наша дорога» сайт Кукушка.ру, дорога оказалась вполне проходимой. Она конечно крайне неровная, но грунт песчаный и хорошо укатан. Вода должна хорошо уходить. Несмотря на габариты нашей машины (5397×1976 мм), нам с Егором лесная дорога понравилась. Лес сосновый, без подлеска, тихо, пение птиц. Как говорил известный киногерой — «Лепота…». Хотелось заглушить двигатель и никуда не ехать… Правда двигатель мы глушить не стали, но приемник выключили и окна открыли на распашку.

До музея мы добрались быстро. Описывать музей не буду. Можно посмотреть фотографии и почитать на сайте музея. Единственное, что хочется сказать от себя «Спасибо», тем кто создал и поддерживает этот музей.

Осмотрев музей мы поехали в город. В самом городе, одно из самых красивых мест — место впадения реки Трубеж в Плещеево озеро. Хотя набережная, прилегающая к устью Трубежа, носит сомнительное для русского уха назавние — «Левая» Смеющийся.

 

Осмотрев, находящуюся на этой набережной церковь Сорока Севастииских мучеников, поехали искать следующую местную достопримечательность